Вы можете подумать, что природные экосистемы мира — тропические леса, пустыни, океаны и реки — настолько далеки от зала заседаний, насколько это возможно.
Однако, механически говоря, природа и бизнес более похожи, чем это может показаться на первый взгляд. Обе являются сложными динамическими системами, состоящими из отдельных сущностей, которые взаимодействуют друг с другом в битве за выживание. В одном случае мы называем их организмами, а в другом — компаниями.
Единственное истинное глубокое различие между ними заключается в том, что бизнес контролируется нами, а природа контролирует себя. Поэтому, учитывая, что природа организовывает сложные системы, подобные этой, дольше, чем мы, стоит посмотреть на ее пример, чтобы увидеть, есть ли у нас что-то, чему мы можем научиться, чтобы применить к нашей собственной работе. Какие характеристики «здоровой экосистемы» мы могли бы применить для создания «здорового рынка»?
Вот три идеи:
В эволюции виды не развиваются в определенном направлении, потому что они тоже выбрали или потому, что у них было предварительное представление о том, кем они хотят стать. Вместо этого они постепенно формируются окружающей их средой и в сущности становятся тем, кем экосистема хочет, чтобы они стали; вписываясь в пространство, все другие организмы оставляют позади себя — как кусок большой, подвижной головоломки.
В бизнесе это было бы равносильно тому, чтобы позволить вашему бизнесу стать тем, кем хочет рынок, а не сосредоточиться на собственных амбициях или предвзятых идеях. Это значит войти в рынок, сидеть сложа руки и наблюдать, что происходит. Наблюдая за тем, как бизнес идет сам по себе, как вода, находящая самый быстрый путь вниз по склону.
Мастером этого искусства является Марк Цукерберг. Он никогда не представлял, каким стал Facebook — он не создавал и не создавал его — он просто позволил этому случиться. Имейте в виду, что оригинальный Facebook был «горячей или нет» платформой для оценки относительной привлекательности студентов Гарварда. В этом не было ничего из социальной сети. Однако постепенно рынок начал лепить его непредсказуемым образом. Это взяло собственную жизнь. Зак это увидел, и вместо того, чтобы копаться в своих каблуках и настаивать на своем «видении» горячего или нет сайта, решил проследить за бизнесом и посмотреть, чем он закончился. Это был очень органичный, возникающий лидерский подход, который имитировал эволюционное развитие — полярную противоположность модель «дальновидный лидер», принятая большинством предпринимателей.
Читайте также: Что такое продукт
Каждый организм играет определенную роль в экосистеме — «работа», которую он должен был выполнить посредством возникающего процесса, описанного в первом пункте. Какова бы ни была эта роль, организм был идеально спроектирован для ее выполнения — и ужасно спроектирован, чтобы делать что-то еще. Если он попытается сыграть роль другого организма, результатом будет катастрофа — как для организма, так и для системы вокруг него.
Например, представьте, что пчела решила начать выполнять работу муравья. Пчела совершенно не приспособлена для этой роли, и неудача неизбежна.
Применяя эту логику к бизнесу, это означает, что вы уверены в том, какова ваша конкретная роль на рынке, и не позволяете соблазниться попытаться выполнить роль другого вида (например, компании).
Nokia усвоила этот урок трудным путем. Первоначально они были производителями жестких, простых, «обычных» телефонов, таких как 3310. Это было, если хотите, по своей «природе» — и, следуя их характеру, они достигли более 50% доли рынка; число, к которому не приблизился ни один другой производитель телефонов. Но потом, когда появился iPhone, они стали ревновать и пытались скопировать его, чтобы доказать, что они тоже могут делать элегантные, роскошные телефоны. К сожалению, такого поведения не было в их природе — они были пчелами, пытающимися быть муравьями — и их бизнес рухнул. Если бы они признали свою роль в системе и удвоили ее, они, вероятно, процветали бы и по сей день.
Существует недопонимание дарвинизма, которое полагает, что оно рисует картину природы как высококонкурентную систему. «Выживание наиболее приспособленных» означает выживание сильнейших, наиболее агрессивных, наиболее конкурентоспособных. Но это не то, что означает этот термин. Выживание наиболее приспособленных, в буквальном смысле слова, означает выживание того, что «подходит» лучше всего — которое симбиотически вписывается в систему вокруг него. Другими словами, выживание того, что взаимодействует с другими организмами, а не того, что конкурирует.
Читайте также: Топ 10 способов продать продукт
Все виды стремятся, прежде всего, к равновесию с другими видами вокруг себя — отношения, построенные на взаимной уверенности, где они нуждаются друг в друге, чтобы выжить здоровым образом.
В мире бизнеса эта идея в равной степени применима. Самые успешные компании не стремятся уничтожить своих конкурентов — они стремятся к балансу с ними : быть плохими в том, что у них хорошо получается, и хорошо в том, в чем они плохи.
Когда Southwest Airlines произвели революцию в авиационной отрасли, они не сделали этого, напав на других перевозчиков на рынке и пытаясь победить их в их собственной игре. Вместо этого они сделали это, решив «отдать» одну часть рынка (бизнес-путешественников) им, чтобы они могли создать новый, дополнительный сектор рынка в форме категории бюджетных авиакомпаний. В сущности, они играли инь на инь своих конкурентов — и вместо того, чтобы конкурировать с ними, стремились к состоянию равновесия, которое привело к гораздо более здоровому рынку.
Эта идея выиграть на вашем рынке, отказавшись от конкуренции, чрезвычайно мощна и более подробно рассматривается в этом выступлении на TED:
В заключение, на протяжении всей истории мы всегда находили, что у природы гораздо больше мудрости, чем у нас, и эта идея вполне может применяться даже в таких ситуациях, как бизнес, где мы чувствуем, что знаем лучше. Экспериментируя с вышеперечисленными методами, вы можете обеспечить выживание своего бизнеса — и, надеюсь, пусть он долго процветает в будущем, как самый устойчивый из естественных видов.
Не существует маркетингового канала, который был бы панацеей для всех. Маркетинговые каналы, которые вы выбираете…
В 2010 году Рози Алия завела блог о выпечке, делясь красочными рецептами с сообществом заядлых…
Поисковая оптимизация (SEO) может привлечь органический трафик на ваш сайт, но без отслеживания ключевых показателей эффективности (KPI)…
Представьте, что вы создали чудо-продукт — скажем, устройство, которое автоматически находит недостающие носки и соединяет…
Электронная коммерция привлекает малый бизнес, устраняя физические затраты и привлекая потребителей, но выделиться в Интернете…
Инструменты искусственного интеллекта для создания контента могут генерировать идеи, проверять письменный контент на наличие орфографических…