Что такое франшиза. Виды франшиз

Для начала не стоит подразумевать под франшизой какое-то единое понятие. Есть несколько ее типов. У каждого типа уникальные условия. Но есть и те условия, которые совпадают во всех типах. Что такое франшиза? Это помощь от компании-владельца. Есть собственник марки. С ним может наладить сотрудничество предприниматель. Он, в свою очередь, получает полноценное описание бизнеса, инструкцию по работе с ним, подробный бизнес-план, условия работы и все различные детали, которые потребуются предпринимателю в ходе развития дела. Владелец марки и предприниматель заключают договор. После его окончания он может быть как продлен, так и прекращен.

Многие крупные компании именно по такой достаточно простой схеме работают. Она выгодна обеим сторонам сделки. Владелец компании развивает свой бизнес, повышает узнаваемость бренда, расширяет рынок продукции. Предприниматель получает возможность без огромных рисков выйти на рынок и начать зарабатывать под известным брендом. С учетом того, что сегодня многие стартапы на рынке не задерживаются, франшизы становятся все более востребованными.

Термин «Франшиза»

Что такое франшиза простыми словами для начинающего предпринимателя? Это возможность избежать колоссальной конкуренции с мировыми гигантами. Это отсутствие необходимости познавать бизнес с нуля и сталкиваться со всеми проблемами, которые стопорили в развитии своего дела владельца марки. Статистика показывает, что примерно 70-80% дел, запущенных по франшизе, выживают. Поскольку предпринимателю проще находить клиентов. Бренду уже доверяют. Также у него есть детальная инструкция, что нужно делать, чтобы бизнес процветал. Готовые бизнес планы значительно снижают риски прогореть и остаться ни с чем.

Конечно, схема развития бизнеса таким образом не столь элементарна, какой кажется по описанию. По крайней мере, нужно иметь достаточный бюджет, чтобы купить франшизу. Также без предпринимательских навыков обойтись н получится.

Каким бывает франчайзинг

Не спешите устремляться в подобный бизнес, если виды франшиз вам практически незнакомы. Так как на российском рынке франчайзинг развивается, предпринимателю есть, из чего выбрать.

1. Классический тип

Изначально такой франчайзинг не особо тепло был воспринят на российском рынке. Но сейчас ситуация меняется. На западном рынке он уже давно стал обыденностью. Детали франчайзинга следующие:

  • Предприниматель совершает стабильные отчисления владельцу марки;
  • Также вносится один платеж для покупки прав на открытие франшизы;
  • Бизнесмен получает государственную регистрацию, чтобы законным образом использовать чужой товарный знак;
  • Предприниматель не имеет права нарушать корпоративные требования марки и вносить в них изменения;
  • Также от бизнесмена требуется отчетность перед маркой.

Вполне объяснимо, почему изначально россияне отрицательно относились к такому франчайзингу. Поскольку ограничений предостаточно. Бизнесмен может работать только по чужим требованиям, не внедряя свои идеи.

Большинство российских бизнесменов склонны к активности в плане внедрения в бизнес новых форматов. В случае с таким франчайзингом никаких даже малейших деталей нельзя вносить в бизнес. Иначе договор будет расторгнут с плачевными последствиями для предпринимателя. Грубо говоря, такой бизнес напоминает обычное трудоустройство на работу, когда выполняешь все требования босса.

2. Под ключ

В данном случае франчайзер берет на себя большую часть обязанностей. Предприниматель получает «все готовое». Владелец марки самостоятельно находит помещение для бизнеса, прорабатывает процессы его работы. Предприниматель получает активы. Выгода для владельца марки в том, что предприниматель отдает определенный процент от выручки на постоянной основе.

3. Свободная франшиза

Данный тип был воспринят российскими бизнесменами более чем хорошо. И это неудивительно. Поскольку у бизнесмена «развязываются руки». В договоре, заключенном с владельцем компании, нет жестких требований. А именно:

  • У предпринимателя есть право пользования товарным знаком;
  • Владелец марки при необходимости оплачивает обучение предпринимателя и оказывает консультации;
  • У бизнесмена есть возможность пользоваться «льготами», получать товар по «особенным» закупочным ценам;
  • Не нужен большой первоначальный взнос. Поскольку, помимо него, предприниматель постоянно выплачивает отчисления владельцу бренда.

Сегодня огромный поток предпринимателей работают именно по такой схеме. Можно сказать, что она не столь проста для компании-создателя бренда. Но зато создатель бренда получает большой поток бизнесменов и стремительно расширяет горизонты своего дела. Сегодня каталог франшиз подобного типа огромен.

4. Мастер-франшиза

Если предприниматель покупает франшизу, он получает эксклюзивное право на ведение бизнес-деятельности по франчайзингу. В определенных случаях вести бизнес предприниматель может только в определенном регионе. Но бывает так, что условия разрешают вести дело и по всей стране.

Особенность данного типа в том, что обычный предприниматель может сам занять роль франчайзера. Поскольку по договору у него есть право продавать франшизу. Либо самостоятельно запускать новые торговые точки под чужим торговым знаком. Как будет расширять торговую сеть предприниматель и в каком темпе, это исключительно его дело.

5. Импортозамещающая

Возвращаясь в прошлое на 20-30 лет назад, мы узнаем, что одним из самых ходовых бизнесов было производство и реализация продукции. Таким образом, удалось не полноценно, но все-таки компенсировать практически полное отсутствие импортной продукции. Для реализации бизнеса была взята западная идея. Отечественные предприниматели вместо популярной на западе торговой марки использовали свою. В то время это был очень крупный бизнес. Сегодня это уже полноценный франчайзинг.

Ничего не поняли? Суть проста. Отечественный предприниматель налаживает изготовление западной продукции под своим брендом. Сегодня можно осуществить такое дело законно. В 90-ых годах никаких законных прав у предпринимателей не было. Впрочем, тогда многие идеи бизнеса были не совсем законными.

6. В аренду

В данном случае предприниматель получает объект для ведения дела. Однако, у него нет прав собственности на объект. Этот вариант не самый выгодный для бизнесмена в том плане, что он выступает практически в роли найморабочего. Франчайзер ставит жесткие условия. Он самостоятельно выбирает объект бизнеса. Договор включает в себя огромнейшее количество пунктов, касающихся даже мелких деталей. То есть, предприниматель играет полностью по чужим правилам.

7. Банковская и лицензионная

Мы неспроста эти два типа вписываем в одну категорию. Поскольку общих черт между ними предостаточно. Если мы говорим о банковской франшизе, то с ней целесообразно работать исключительно в пределах СНГ. Суть в данном случае проста — предприниматель получает разрешение на запуск филиала банка владельца марки. Выбирают такой тип франшизы по той причине, что банковский бизнес — это колоссальная прибыль. Так почему же все бизнесмены не цепляются за прибыльную бизнес-нишу? Банально не так много банков, которые готовы торговать франшизами. Поскольку банки и так получают огромнейшую прибыль.

Что касаемо лицензионной, ситуация практически такая же. Но бизнес-сфера совершенно другая. Бизнес в обязательно порядке должен лицензироваться. И условия лицензии настолько жесткие, что многие предприниматели обходят франшизу стороной. Сегодня в СНГ практически нет предпринимателей, работающих с лицензионным типом. Поскольку законодательство для такого бизнеса пока настолько размыто, что не каждый рискнет цепляться за бизнес.

Владелец марки должен выдать лицензию предпринимателю, чтобы он с точки зрения законодательства мог легально открыть, допустим, магазин или ресторан. Продажа продукции происходит от марки собственника. Популярен такой тип в сфере питания быстрого обслуживания, проката автомобилей. Но, опять же, единицы опытных бизнесменов цепляются за нишу ввиду сложности законов.

Теперь вы имеете представление, что такое франшиза в бизнесе. Но есть еще две отдельных категории франшизы, с которыми стоит быть знакомыми.

Страхование КАСКО и франшиза

Каждый автовладелец имеет представление, что такое КАСКО. Это страхование своего авто. Защита от угона и повреждений ТС, не зависящих от владельца авто. Многие страховые фирмы готовы предложить КАСКО с франшизой. В данном случае этот термин означает совершенно иное. Термин подразумевает под собой определенную денежную компенсацию, на которую автовладелец не может претендовать, если произойдет угон или повреждение авто. Как это так?

  • Есть условная франшиза. В договоре прописана сумма. Если повреждения меньше, чем на эту сумму, страховая ничего не выплачивает. Если больше, то полноценным образом возмещает ущерб.
  • Безусловная. Автовладелец ничего не требует от страхователя в том случае, если повреждения не достигли суммы, оговоренной с документами за ранее. Если сумма за границей оговоренной, задача страховщика — выплатить разницу.

Франшиза в торговле

Есть известный бренд. Предприниматель обращается к нему и заключает договор. С этого момента к бизнесмену есть строгие требования. Он должен подобрать размеры помещения, которые указаны в договоре. Должен быть исключительно тот интерьер, который соответствует требованием владельца марки. И такие требования в договоре на каждом шагу. Они не являются формальностями. Без них запустить бизнес не получится.

Сколько стоит франшиза

Здесь все зависит от того, на какой уровень бизнеса рассчитывает предприниматель. Само собой, если речь идет о крупной торговой марке, вложений потребуется немало.

Например, чтобы открыть точку с фастфудом «Sabwey» необходимо 12 000 долларов. Несложно понять, что данная франшиза невероятно популярна, если вы живете в крупном городе. Поскольку Сабвей буквально на каждом километре. Это очень известный бренд. Поэтому работать с ним можно без рисков.

А вот в случае с другим фастфудом сети «Макдональдс», цифры уже куда более крупные. Здесь точных цифр не назовешь. Поскольку влияют многочисленные факторы — размеры помещения, его расположение. Но стоимость меньше 500 тысяч долларов гарантированно не будет.

Почему такой высокий ценник? Потому что это один из лидеров на мировом рынке. Открывая фастфуд Макдональдс, не нужно тратиться на рекламу. Поскольку очереди в точках просто безумные. Поэтому они окупаются за 12-14 месяцев без особых усилий.

Не все бизнесмены, обладающие таким бюджетом, сотрудничают с Макдональдс. Поскольку требования у зарубежного бренда крайне строги. Это очевидно, потому что такому гиганту нужно беспокоиться за свою репутацию.

Отдаляясь от фастфудов, можно отметить франшизу от Zara. В данном случае столь огромный бюджет не потребуется. Обойдется франшиза примерно в 100 000 долларов. Zara — это перспективный бизнес. Бренд стабильно развивается, становится более узнаваемым. Сегодня ему потенциальные клиенты с легкостью доверяют.

Так как правильно выбрать франшизу? На самом деле, разбираться нужно не столько в спецификах бизнеса, сколько в самих предложениях. Нужно отталкиваться от первоначальных требуемых вложений. От того, какой тип франшизы предлагает бренд. Стоит уточнить примерную окупаемость бизнеса. Насколько жесткие требования у владельца марки. Безусловно, в сети можно найти совсем дешевые франшизы, которые предлагают бизнесменам за 500 000 рублей. Но очень много мошенников, заверяющих о быстрой окупаемости, на деле франшиза умирает на 2 месяц своего существования. Сотрудничество с самыми крупными брендами — это самый безопасный вариант.

BizznesMAN

View Comments

  • Пробовал открывать магаз низких цен по франшизе, но увы не зашло

    • У нас лично в городе это очень конкурентно. В каждом районе уже есть по FiXprice, думаю и вам по такой же причине не зашло.

  • Я всегда считал что такие магазы как магнит, фикспрайс и т.д это все они одного человека. Оказывается это франшизы

  • Только начал изучать теорию про бизнес, очень помогла данная тема, узнал много нового. Спасибо

  • Сотрудничество с самыми крупными брендами безопасно - это верно! Я сам это заметил своими глазами. Вот тогда убедился, что бренд действительно работает. У нас в городе недавно в одном ТЦ в зоне фудкорта открылся KFC. Кроме него там еще множество менее крупных брендов. И люди стояли в огромной очереди именно в KFC. А примерно через месяц во втором посещении 3 из них уже были закрыты. Поэтому крупные бренды дорого стоят

  • Ну а я вот только начинаю делать свой проект. Сообщество беременных foxifox. Контент пилим сами. Может что и получиться.

Recent Posts

Что такое маркетинговые каналы? Типы и примеры на ваш выбор (2024 г.)

Не существует маркетингового канала, который был бы панацеей для всех. Маркетинговые каналы, которые вы выбираете…

9 месяцев ago

Как монетизировать кулинарный блог: 12 проверенных способов (2024 г.)

В 2010 году Рози Алия завела блог о выпечке, делясь красочными рецептами с сообществом заядлых…

9 месяцев ago

10 важных ключевых показателей эффективности SEO, которые вы должны отслеживать

Поисковая оптимизация (SEO) может привлечь органический трафик на ваш сайт, но без отслеживания ключевых показателей эффективности (KPI)…

12 месяцев ago

Что такое промо-микс? Преимущества и как их создать

Представьте, что вы создали чудо-продукт — скажем, устройство, которое автоматически находит недостающие носки и соединяет…

12 месяцев ago

Как использовать активации бренда для взаимодействия с аудиторией

Электронная коммерция привлекает малый бизнес, устраняя физические затраты и привлекая потребителей, но выделиться в Интернете…

12 месяцев ago

Может ли Google обнаружить контент с искусственным интеллектом? Как Google обращается с искусственным интеллектом

Инструменты искусственного интеллекта для создания контента могут генерировать идеи, проверять письменный контент на наличие орфографических…

12 месяцев ago