Как составить бизнес план пошаговая инструкция

Многие начинающие предприниматели мечтают о хорошем бизнесе, от которого они будут получать весьма прибыльный доход, который, в свою очередь, будут разделять между вкладами в свои инвестиции, и содержанием себя и семьи, если она есть. Эти взгляды на будущее мотивируют «новичков» и они начинают искать возможные пути для правильного старта: в первую очередь – это бизнес-идеи, во вторую — финансы. Некоторые владеют определённой стартовой суммой денег, но большинство начинают искать инвесторов и банкиров для взятия стартового капитала финансирования, однако если ваш бизнес потерпит крах, есть большая вероятность того, что банк больше не захочет иметь с вами никаких дел. Чтобы этого не случилось, нужно убедить и заинтересовать финансирующую сторону, что их деньги будут идти не «на ветер», а на построение будущего процветающего бизнеса. Именно для этого требуется чёткий и правильный бизнес-план.

 

Как составить бизнес план

 

Что такое бизнес-план и для чего он нужен

Бизнес-план – это документ, в котором находится информация о вашем будущем проекте: основные аспекты, проблемы, которые могут встать на пути, и решения, которые устранят выявленные проблемы.

Они помогают предпринимателям решать следующее:

  • Чёткое представление вклада ваших финансов: на что они идут, стоит ли, и какие будут результаты.
  • Изучение перспектив развития рынка сбыта.
  • Оценка затрат для производства товара, нужного рынку и соизмерение их с ценами.
  • Определение показателей по регулированию дел.

Как правило, бизнес-планы составляются на 2-4 года вперёд с дальнейшей перспективой, но из-за частых изменений в экономике могут возникнут проблемы, поэтому многие ограничиваются написанием плана на год.

Виды бизнес-планов

Эти документы составляются для продвижения будущей идеи бизнеса и его развития за счёт дальнейших перспектив и взглядов. Но идей для бизнеса бывает много, следовательно, бизнес-планов тоже. Но не все из них имеют разную структуру и содержание: всё зависит от вида бизнеса, которым вы планируете заняться. Ниже будут перечислены основные виды бизнес-планов, использующиеся в малом и среднем видах бизнеса:

  • Бизнес-план предприятий

Самый распространённый вид. На его основе базируется общая структура составления бизнес-плана, не смотря на особенности других видов бизнеса. В его содержание входит описание основных аспектов развития фирм, выяснение плюсов и минусов в ходе развития, анализ всех финансовых расходов, целей, идей, а так же действий конкуренции и их оценка. Такими бизнес-планами зачастую интересуются инвесторы и финансисты, так, как содержание фирмы требует больших финансов, особенно первый стартовый капитал. Для того, чтобы заинтересовать специалистов, нужно как можно подробнее, при этом кратко и ёмко, и убедительнее рассказать о ваших целях, намерениях, угрозах и возможностях (провести SWOT-анализ). Как правило, такую информацию содержит в себе первый раздел – резюме, поэтому именно с него потенциальные инвесторы начинают ознакомление.

  • Бизнес-план инвестиций

Данный вид содержит в себе анализ маркетинга, исследование и его характеристики, которые должны привлечь потенциальных инвесторов. В нём указывается цель создания проекта, задачи и пути их достижения. Затем составляется список будущих предполагаемых акционерных и коммерческих банков и венчурных фирм. Так, как финансируемые адресаты играют большую роль, их цели и требования учитываются в составление содержимого документа и не могут быть отклонены. Правильное составление данного вида бизнес-плана обещает успешное развитие вашего бизнеса путём дальнейших перспектив развития маркетинговой ситуации.

  • Кредитный бизнес-план

Кредитный бизнес-план и инвестиционный – не одно и то же. Есть ряд показателей, которые отличают эти 2 вида документа. Вот самые основные:
— Он должен указывать в себе причину взятия определённого кредита на временной срок.
— Должны быть расписаны положительные стороны и выгоды со взятия заемных средств.
— Предъявить доказательства кредитору о вашей высокой платёжеспособности, которая станет ключевой в погашении кредита и выплате накопительных процентов.

На самом деле, банки не сильно вдаются в подробности содержимого вашего бизнес-плана. Сначала их интересует достойный поручитель и ценности для залога, затем уже дебиторская и кредитная задолженность. Банк будут смотреть кредитную историю фирмы: какая сумма была взята, каков срок погашения и накопляемые проценты. Поэтому перед взятием кредита и составления данного бизнес-плана следует много раз подумать: стоит ли оно этого, и будут ли возможности вернуть всё кредитору.

  • Бизнес-план на грант

Предполагает дальнейшую работу с благотворительными фондами или же с бюджетом вашего государства. Следовательно, в нём должны присутствовать цели и задачи, улучшающие жизнь и несущие пользу людям определённого региона либо города. Вы должны по максимуму доказать гуманность вашей идеи проекта в первом разделе – резюме, для успешного получения государственной поддержки «Грант».

Структура бизнес-плана

Бизнес-план имеет сложную структуру. Его содержание должно быть кратким и ёмким – понятным для любых финансистов и партнёров. Средний объём – 30-50 страниц, включая приложения, куда входят дополнительные материалы.

Общая структура документа:

  • Аннотация – состоит из 1 страницы; письменное обращение к высшим руководствам.
  • Резюме – состоит из 1-3 страниц; информация, ознакомляющая с бизнес-планом.
  • Бизнес-план – состоит из 40-60 страниц; для изучения проекта финансистами, банкирами и инвесторами.

Следует помнить, что любая бизнес-идея имеет свои особенности. Следовательно, не всегда данная структура бизнес-плана может быть приемлемой.

Как расписать структуру бизнес плана

 

Теперь перейдём к более подробному объяснению его содержания.

Резюме

Резюме – это результат и основные выводы, сделанные уже с написанного бизнес-плана. Как правило, потенциальные финансисты начинают ознакомление именно из резюме, так, как содержит в себе информацию, составленную из содержимого самого бизнес-плана:

  • Цель бизнес-плана и его краткое описание.
  • Потребность финансов и цели, на которые они будут потрачены.
  • Основные отличия от конкуренции.
  • Финансовые показатели.

Бизнес-план

В свою очередь, его содержимое состоит из:

  • Целей и задач

Самое первое, что вы должны прояснить – это суть создания бизнеса:

— Проанализировать его идею.
— Выяснить цель создания бизнес-идеи.
— Какой характер оно несёт.

  • Продукта или услуг

Следом нужно как можно подробнее описать и расписать товар, на котором базируется ваша бизнес-идея:

— В какой сфере он будет применяться.
— Определить современные технологии и квалификацию.
— Позаботиться о лицензии.

  • Анализа рынка и маркетинга

Дальше нужно рассказать о важной части вашей бизнес-идеи – рынке и маркетинге. Как правило, для этого заранее подготавливают так называемую «черновую» информацию:

— Рассказать о ваших будущих покупателях.
— Дать определённую информацию о конкурентах, выяснить их сильные и слабые стороны и каково её влияние на ваш бизнес.
— Каков будет размер вашего рынка, его дальнейший рост и цена, соответствующая вашему рынку.
— Информация о клиентах.

  • Плана маркетинга

После того, как вы рассказали о вашем рынке сбыта, нужно дать план маркетинга. Суть маркетинга заключается в привлечении внимания потенциальных инвесторов:

— Дать основные характеристики вашего товара и услуги для сравнения с вашей конкуренцией.
— Правильная установка цены на ваш товар.
— По какой схеме будет распространятся ваш товар.
— План и способы стимулирования продаж.

  • Плана производства

Далее уже надо дать информации непосредственно о внутренней работе вашего здания:

— Дать план расположения помещений.
— Какое оборудование используется, способы поставки и источники.
— Использование субподрядчиков.

  • Персонала управления

Одна из важных частей вашей дальнейшей работы будет ложиться на определённый состав людей, в которые будут делаться инвестиции:

— Какой основной руководящий состав.
— Состав персонала
— Какое вознаграждение для работающих.

  • Источников и объёма требуемых ресурсов

Для создания и продвижения товара потребуются определённые ресурсы и средства, а так же их источники:

— Какой требуется объём ресурсов, их форма и сроки возврата.
— Источники поставки ресурсов.

  • Финансового плана и анализов рисков

Бизнесмен и цифры – неотъемлемые понятия. Те, кто работают с бизнесом, должны так же хорошо уметь работать с цифрами: ценами, прибылью и распоряжение доходами:

— Выяснить объём продаж.
— Какова будет прибыль, доходы, себестоимость и тому подобное.
— Какие риски могут грозить бизнесу, и методы их избежания.

  • Детального финансового плана

На этом работа с финансами не заканчивается. Нужно более подробно рассказать о вашем финансовом плане:

— Дать прогноз объёму продаж.
— Дать оценку вашей прибыли и убытков.
— Проанализировать ход движения ваших доходов (1 год – ежемесячно; далее – поквартально).
— Годовая балансовая ведомость.

Здесь вы можете прочитать, без чего нельзя оформлять бизнес-планы, стоит ли оформлять бизнес-планы самому и какие ошибки не рекомендовано допускать при составлении бизнес-плана.

BizznesMAN